О ПРИРОДЕ НЕДВОЙСТВЕННОСТИ
Преданный:
Вопрос о читте на уровне ништхи, когда она почти полностью очищена от влияния тамо-гуны и раджо-гуны. Как это работает с Гаудия-вайшнавами и как это работает с имперсоналистами? Как я понимаю, преданные продолжают наблюдать за движениями материальной энергии, но у них нет притхаг-дриша видения чего-либо отдельным от Кришны, а имперсоналисты просто хотят прекратить любое наблюдение. Правильно ли это?
Шри Прем Прайоджан Прабху:
"У преданных нет притхаг-дриши, видения двойственности, потому что они ощущают, что всё является энергией Кришны, и ничто не является независимым от Него. Истинный смысл адвайты, недвойственности, заключается в том, что нет сватантра-васту, то есть нет субстанции, которая могла когда-либо быть независима от Верховного Господа. Мир – это вират-рупа, вселенская форма Параматмы, Кширодакашайи Вишну. Субъективное переживание Кширодакашайи Вишну на самом деле – это не что иное, как Бхагаван. Есть только Бхагаван. Но когда Бхагаван воспринимается с упадхи, с обозначением вират, тогда Он воспринимается как Параматма. В противном случае есть только Кришна - ва̄судевах̣ сарвам ити Б.Г. 7.19.
Имперсоналисты также должны пройти через стадии сампраджната-самадхи, а затем перейти к асампраджната-самадхи. Пока они не находятся в асампраджната-самадхи, у них будет трипути. Трипути означает познающего, объект познания и знание. Но они пытаются сделать трипути-винаш, чтобы познающий и познаваемое исчезли и осталась только джнана (знание). Но на самом деле они никогда не смогут достичь асампраджната-самадхи без бхакти Ш.Б. 10.2.32:
йе ’нйе ’равинда̄кша вимукта-ма̄нинас
твайй аста-бха̄ва̄д авиш́уддха-буддхайах̣
а̄рухйа кр̣ччхрен̣а парам̇ падам̇ татах̣
патантй адхо ’на̄др̣та-йушмад-ан̇гхрайах̣
«О мой Господь, те, кто совершает очень суровые аскезы, могут думать, что они освобождены, однако их читта не является вишуддха, полностью чистой (вишуддха-саттва – это внутренняя энергия Шри Кришны), они могут быть в высшей степени саттвичны (из саттва-гуны можно получить некоторое осознание, проблеск осознания брахмана – саттвам̇ йад брахма-дарш́анам Ш.Б. 1.2.24), но они не могут постоянно пребывать в этом осознании. Даже если они совершают суровые аскезы, они могут подняться к этому осознанию (арухйа крччрена означает, что посредством суровых аскез они поднимаются, парам падах, чтобы прикоснуться к переживанию этого осознания брахмана), но патанти адхах, они падают. Почему? Анадрита, потому что они не проявляют уважения к Твоим лотосным стопам, другими словами, они не проявляют уважения к пути преданности».
Такие личности могут очиститься, но это только как вену-гулмам иваналах ШБ 6.1.14, горящий бамбуковый лес который прорастает снова после пожара. Аскезами они уничтожают свои грехи, но семена грехов всё ещё там. Семена греха, папа-биджа, относятся к тонким впечатлениям в подсознании. Поскольку папа-биджа всё ещё присутствует, то через некоторое время они снова упадут, как Аджамила. Только бхакти имеет эффекты клеша-гхни, разрушения всех ваших грехов, папа, а затем разрушения всех семян греха, папа-биджа и, наконец, разрушения забвения Бога, авидйа, который является корнем всех грехов.
Люди в основном очень убеждены в том, что то, как они видят мир, - это и есть мир как он есть – это прямой реализм. Ученые также считают, что их представления о мире соотносятся с тем, каков мир есть - это научный реализм. Те, кто более вдумчив, мыслят в терминах структурного реализма. Структурный реализм – это точка зрения, согласно которой мы не можем по-настоящему знать, каков мир на самом деле, но наши научные формулы действительно соответствуют структурам мира, из-за чего наши научные формулы обладают предсказательной способностью. По научной формуле можно понять, что определенное количество веса, падающего с такой-то высоты, создаст такую-то силу при ударе и т.д. Таким образом, существует реальная корреляция между структурой идеи и структурой внешнего мира, но точная природа мира сама по себе остаётся непостижимой. Это и есть структурный реализм.
Простому человеку это кажется разумным. Однако сама по себе двойственность не является частью, независимого от ума, мира. Двойственность есть в нашем уме, но мы думаем, что это особенность мира. Вся наша концепция, то, как мы концептуализируем и разделяем категории мира, основана на двойственности. Но в мире нет двойственности, она лишь в нашем уме. Реальность – это адвайта, не существует двойственности – есть только Бог! Этот единый Бог проявляется многими различными способами через Свою духовную энергию, через Свою внешнюю энергию, материальную энергию.
До тех пор, пока человек не станет сознающим Бога, он вообще ничего не сможет понять, потому что всё, что нужно понять, – это Бог. Мысль о том, что есть что-то еще, является причиной всех страхов и тревог. Пробуждение ложного осознания того, что есть нечто отдельное от Бога, нечто второе, вызвано вимукхатой, безразличием к служению Богу ШБ 11.2.37:
бхайам̇ двитӣйа̄бхинивеш́атах̣ сйа̄д
ӣш́а̄д апетасйа випарйайо ’смр̣тих̣
тан-ма̄йайа̄то будха а̄бхаджет там̇
бхактйаикайеш́ам̇ гуру-девата̄тма̄
Випарйайа означает невежество, авидйа, которая включает: асмита, рага, двеша, абхинивеша или ложный эгоизм, привязанность, отвращение и поглощенность физическим телом. Всё это называется випарйайа и возникает из ишад апетасйа, нашего сознания, которое отвратилось или повернулось от Бога. В таком сознании человек постигает мир, полный вещей, которые независимы и отделены от Бога: двитийа абхинивеша означает погружение в иллюзорную идею вещей, которые отделены и независимы от Бога. Это и есть причина бхайа: беспокойства, страха, стресса, тревоги. Та энергия, которая навязывает нам этот опыт двойственности, возникающий в результате того, что мы отворачиваемся от Бога, является Его майей, Его иллюзорной энергией. Тан-майайато будха абхаджет там - поэтому единственный способ освободиться от майи – это предаться Ему, потому что это Его майя, Его иллюзорная энергия. Но пока мы находимся в майе, мы не можем видеть Его. Итак, как же мы сдадимся Ему? Шри Кришна является в образе Шри Гуру. Шри Гуру – это посланник Кришны, прозрачный посредник, с помощью которого Кришна принимает наше служение. Когда мы служим нашему гуру, Кришна принимает наше служение и говорит майе: «Освободи это живое существо!» Тогда вы становитесь освобожденными, а иначе – нет. По этой причине философы-спекулянты (джнани) никогда не смогут освободиться, ибо у них нет преданности".
Махатма Шри Прем Прайоджан Прабху
Ишта-гоштхи, Вринадаван, 18 марта 2020 года
#вопросы@premaprayodjana #цитаты@premaprayodjana #гьяни@premaprayodjana #адвайта@premaprayodjana #мукти@premaprayodjana