Радхе-Шьяма🌞 Несколько лет назад, в вайшнавских кругах ходили споры о принадлежности Гаудиев к Мадхва сампрадае. Тогда наш дорогой Шрила Гурудев написал данную заметку. Возможно, некоторым из Вас будет интересно с ней ознакомиться. 🙏✨ Связана ли Гаудия Сампрадая с линией Шри Мадхвачарьи? Насколько я понял по милости моих божественных духовных авторитетов, причиной этого конфликта является не предмет очевидного спора, касающийся природы связи сампрадай, но, скорее, по иронии судьбы, проблема возникает из обсуждения предмета, с которым обе стороны согласны. Большинство из них согласны и безоговорочно признают, что Мадхвачарья учил философии, называемой Двайта-вада, тогда как Гаудия Веданта называется ачинтья-бхедабхеда-таттва. Следовательно, некоторые могут прийти к выводу, что эти два понятия не могут считаться исторически связанными из-за их расходящихся метафизических оснований. Есть все основания полагать, что это предположение неверно и вполне может стать причиной бессмысленной ссоры. Теперь мы представим соответствующие исторические и шастрические свидетельства. Шрила Джива Госвами в Сандарбхах последовательно называет учение Мадхвачарайи таттва-вада. Шрила Кришнадас Кавираджа в Шри Чайтанья Чаритамрите называет последователей Мадхвачарьи таттва-вади. Когда я изучал историю Мадхвы в Удупи, выдающийся современный ученый Мадхвы, доктор Баннанджи Говиндачарья объяснил, что Мадхвачарья никогда в своих трудах не называл свою философию Двайта-вада. Веданта Мадхвачарьи называется таттва-вада. Вы можете называть ее Двайта-вада, если хотите, но это не та номенклатура, которую выбрал сам Мадхвачарья. Теперь у нас осталось якобы две школы мышления – Таттва и Ачинтья-бхедабхеда-таттва. В чем же разница? При внимательном рассмотрении одно оказывается рудиментарной формой другого, как и следовало бы ожидать от естественного исторического развития. И то и другое таттва-вада, но элементарно одно является усовершенствованной формой другого. Кроме того, усовершенствование представляет собой не более чем смещение акцента в изложении сути. Хотя Мадхвачарья подчеркивает бхеду (различие) в своих писаниях, с целью опровержения Шанкарачарьи, он вовсе не игнорирует Шрути, которые указывают на абхеду (отсутствие различия). Таким образом, корень ачинтья-бхедабхеда-таттвы Гаудиев может быть найден в таттва-ваде Мадхвачарьи. Для некоторых может показаться неожиданным, что Шри Мадхвачарья недвусмысленно описал отношения между Бхагаваном и его шакти, как ачинтья-бхедабхеда в своем комментарии Бхагават-татпарйа к Шримад Бхагаватам 11.7.51: вишешасйа вишиштасйапй абхедас тадвад эва ту сарвам ча чинтйа-шактитвад йуджйатэ парамешварэ тач чхактйаива ту дживешу чид-рупа-пракритавапи бхедабхедоу тад-анйатра хй убхайор апи даршанат "Качества и их субстраты также, безусловно, не отличаются друг от друга. Все возможно в Верховном Господе, потому что он соединен со своей ачинтья-шакти, непостижимой энергией. Благодаря этой непостижимой энергии Верховного Господа его отношения с духовными формами живых существ и с материальной природой одновременно отличны и едины - ачинтья бхедабхеда – потому что существуют и те и другие отношения."(Мадхва - Бхагават-татпарйа 11.7.51) После прочтения собственных слов Шри Мадхвачарьи об ачинтья-бхедабхеда-таттве, какие сомнения могут остаться в отношении философских корней Гаудия-сампрадаи? Теперь, когда связь Гаудиев с Мадхвой была установлена на основании Веданты, мы обратимся к связи через дикшу. Вьяса-вамса – это известная и влиятельная сампрадая во Вриндаване. Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху ее главным ачарьей был Шри Хари-Рама-Вьяса, один из Хари-трайи, трех Хари Вриндавана. (другими двумя были Свами Харидас, обнаруживший Банке-бихари, и Хит-Харивамса, основатель движения Радха-валлабхи). Шри Хари-Рама-Вьяса приводит свою Дикша-парампару в Нава-Ратне. В четвертом стихе он цитирует “сампрадая вихина йе мантрас те нишфала матах", описывающий четыре подлинные сампрадаи в Кали-Югу. Затем он приводит свою гуру-парампару от Шри Кришны до Мадхвачарьи и далее до Шри Мадхавендры Пури. До этого момента, это точно такая же парампара, как и та, что была описана Шри Кави Карнапурой, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакуром и Шри Баладева Видьябхушаной. После Мадхавендры Пури идет Мадхава Дас, дикша-гуру Шри Хари-Рама-Вьяса. Итак, перед нами современник Шри Чайтаньи Махапрабху, не из Бенгалии, но родившийся во Врадже, и не являющийся Гаудием, но принадлежащий к одной и той же парампаре от Мадхавендры Пури до Мадхвачарьи. Таким образом, нельзя утверждать, что эта парампара была составлена позднее Гаудиями, пытавшимися присвоить себе законность Мадхва-сампрадаи. Шрила Кавикарнапура, другой современник Шри Чайтаньи Махапрабху, привел ту же самую гуру-парампару. Недавно обнаруженная рукопись Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура также подтверждает ту же самую линию. Связь Мадхвы с Шрила Мадхавендрой Пури также подтверждается Шри Гопалом Гуру Госвами и Шри Нарахари Чакраварти в Бхакти-ратнакаре. Теорию четырех сампрадай поддержала Валлабха сампрадая в то время и позже Шри Набхаджи, автор Бхактамалы. Я никогда не пойму, почему люди продолжают пытаться возложить на Шрила Баладева Видьябхушану ответственность за создание связи с Мадхва сампрадаей, когда существуют такие неопровержимые документальные доказательства существования этой связи за двести лет до рождения Шрила Баладева Видьябхушаны. Даже сегодня Мадхва-гуру дают панча-самскары преданным грихастхам. Поэтому утверждение о том, что все члены линии Мадхва должны называться Тиртхами, не имеет под собой никаких оснований. Доктор Баннанджи Говиндачарья не носит имени Тиртха, равно как и его ученики. Будет ли кто-нибудь сомневаться в том, что он Мадхва-вайшнав? Таким образом, мы продемонстрировали ведантическую и ученическую преемственность Брахма-мадхва-гаудия сампрадаи. Пусть предыдущие ачарьи найдут удовольствие в этом скромном приношении.